Проблема адаптации человека к экстремальным условиям жизнедеятельности

Сразу оговоримся, что способность к адаптации к экстремальным условиям следует дифференцировать от способности к адаптации к социальной среде. Вместе с тем, совпадение этих способностей возможно в двух случаях: 1) обе способности находятся на низком уровне. В результате имеют место такие характеристики личности как неуживчивость, конфликтность в общении с окружающими, неадекватное реагирование на ситуации фрустрации; 2) способности совпадают на высоком уровне. В этом случае наблюдается высокая социализация личности, а также повышенная устойчивость к стрессу. Кроме этого, возможны еще два крайних варианта (высокая способность социальной адаптации и низкая адаптация к экстремальным условиям, и, наоборот), между которыми бесконечное множество переходных вариантов, характеризуемых оттенками общения, эмоционального реагирования, уровнями и особенностями поведения. Если индивид вследствие особенностей своей профессиональной деятельности часто оказывается в ситуации фрустрации, он приобретает устойчивость, толерантность к ней, вырабатывает умения находить выход из трудных положений.

Традиционно понимание адаптации как приспособление организма к условиям среды. Вместе с тем, в литературе обнаруживается значительное расхождение в понимании терминов и определений, применяемых для обозначения различных форм приспособительных реакций организма к условиям внешней среды. Так, ряд исследователей рассматривает данную проблему в контексте приспособления к самим экстремальным условиям жизнедеятельности. По их мнению, адаптацию можно определить как развивающийся в ходе жизни процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору окружающей среды и, таким образом, получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде не разрешаемые. Такое преднамеренно широкое определение, по мнению ряда ученых, соответствует реальному значению процесса адаптации, который составляет неотъемлемую принадлежность всего живого и характеризуется таким же многообразием, как сама жизнь. Другие под адаптацией понимают процессы приспособления организма к общепринятым, производственным и бытовым условиям. Этим общим термином обозначают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организмов, с процессами, протекающими на клеточном, органном, системном и организационном уровнях.

Классические теории адаптации трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процесс гомеостаза. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и получили название адаптационного синдрома, введенного в оборот канадским физиологом Г. Селье в 1936 году. Принято считать, что решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

В современной психологической науке можно выделить три основных направления исследований, связанных с проблемой адаптации. К первому относятся клинико-психологические исследования стресса, предметом которых являются, главным образом, интрапсихическая адаптация субъекта, изменение потребностно-мотивационной сферы личности. При этом адаптация изучается вне контекста конкретной предметной деятельности. Второе направление представлено работами психологов, которые изучают реакцию отдельных органов или психических процессов на рабочую нагрузку, либо на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия и др.). Адаптация понимается как процесс перестройки разнообразных функций организма, направленный на поддержание внутреннего гомеостаза. К третьему направлению относятся исследования по комплексному изучению психических и физиологических состояний индивида в процессе адаптации. Системный подход к адаптации предполагает рассмотрение этого явления и как процесса, и как открытой системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющего постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы. Уравновешивание за счет приобретения нового системного качества является основным результатом адаптации. Исходя из этого, предполагается, что в нормальных условиях деятельности еще не существует адаптации как системы, поскольку вследствие большого объема ресурсов, которыми располагает субъект, «степень свободы» регуляторных воздействий в пределах каждого из структурных компонентов достаточна для эффективного выполнения деятельности и обеспечения оптимального функционального состояния человека. Только при возникновении стрессогенных условий и относительно продолжительного процесса взаимодействия названных компонентов – согласованной деятельности регуляторных систем разного уровня – адаптация может сформироваться как психологическая система. В силу разных причин может, однако, возникнуть ситуация, когда системные связи между компонентами оказываются недостаточными для функционирования системы как целого. В этих случаях говорят о частичной адаптации или дезадаптации.

Понимание сущности адаптационного процесса во многом зависит от выяснения вопроса об условиях, в которых он возникает. Многочисленные факторы внешней среды принято дифференцировать на адекватные врожденным и приобретенным свойствам организма и неадекватные им (см. например табл.1). По мнению В. П. Казначеева это различие отражает реальные отношения, складывающиеся между организмом и средой. Организмы адаптированы к существованию в адекватных условиях среды в силу длительного эволюционного процесса. Процессы адаптации возникают и развиваются в живых системах на этапах выраженных изменений внешней среды в условиях, исключающих возможность сохранения и поддержания нормальной жизнедеятельности организма без достижения приспособления к этим условиям.

 Таблица 1.

Схема формирования адаптации в адекватных и неадекватных условиях окружающей среды (по А.Г. Кузнецову)

 

Адекватные

условия
Неадекватные условия
 
Примечания
Действующие факторы
Сильные
Очень сильные
Сверхсильные
Организмы адаптированы к существованию в адекватных условиях среды в силу длитель­ной эволюции и онтогенеза
Развивается и полностью завершается адаптация организма к изменившимся усло­виям среды
Достигается только час­тичная адап­тация организма к изме­нившимся ус­ловиям среды
Наблюдается сдвиг адапта­ции в сторону патологии
Очень сильные и сверх-силь­ные факторы отнесены к экстремаль­ным факторам среды
 

Факторы, неадекватные врожденным и приобретенным свойствам организма, неоднозначны по своим характеристикам и степени воздействия на индивида. В связи с этим организм в процессе адаптации к одним неадекватным факторам среды может достигать своего конечного результата – полного уравновешивания с окружающими условиями среды (полная адаптация), к другим – только частичного (частичная адаптация). Наконец, возможно полное отсутствие этого уравновешивания в крайне экстремальных условиях (дезадаптация).

Адаптация к экстремальным условиям среды требует затрат энергии и напряжения механизмов регуляции жизненно важных систем. На начальных этапах пребывания индивида в экстремальных условиях адаптация к ним осуществляется за счет активации компенсаторных механизмов (компенсаторные механизмы – первичные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных влиянием экстремальных факторов среды). По своему назначению компенсаторные механизмы являются составной частью резервных средств организма. Обладая высокой эффективностью, компенсаторные механизмы организма, находящегося в неадекватных условиях среды, могут поддерживать необходимый уровень гомеостаза в относительно стабильном состоянии в течение времени, достаточного для развития устойчивых форм адаптационного процесса.

В конкретных условиях жизнедеятельности чаще всего приходится иметь дело с воздействием на организм не изолированных негативных факторов внешней среды, а их комбинацией. Суммарный эффект такой комбинации определяется взаимодействием составляющих ее компонентов. Выделяются следующие типы этих взаимодействий: аддитивный (суммарный эффект равен сумме эффектов отдельных факторов), синергический (суммарный эффект превышает сумму эффектов отдельных факторов) и антагонистический (суммарный эффект меньше суммы эффектов отдельных факторов). Комбинированные факторы могут приобретать экстремальный характер в связи с активирующими или тормозящими влияниями одних факторов на другие. Например, такие относительно мало значимые факторы, как климатогеографические, при длительном комбинированном воздействии на организм могут приобретать характер экстремальных. Установлено, что некоторые экстремальные факторы в одних и тех же комбинациях могут взаимодействовать как по аддитивному и синергическому, так и по антагонистическому типам. Эффект взаимодействия экстремальных факторов любой комбинации определяется многими причинами, в первую очередь значимостью взаимодействующих факторов, временем их действия, состоянием организма, его видовой принадлежностью и показателями оценки взаимодействия изучаемых факторов.

Изучение механизма адаптации человека к непривычным для него условиям жизнедеятельности невозможно без учета его индивидуально-типологических и личностных характеристик. В большинстве исследований подчеркивается различная подверженность людей воздействию стрессу. Например, установлено, что лица с внутренним «локусом» контроля за своей деятельностью, так называемые «интерналы», в целом, менее подвержены воздействию дистресса в экстремальных условиях, чем лица с внешним «локусом» контроля, так называемые «экстерналы».

 Для изучения взаимосвязи психологического типа личности и адаптации к депривационным условиям особый интерес представляет методика Майерс-Бриггс (ММБ), основанная на положениях теории Карла Юнга.

Согласно концепции психологической личностной типологии различия между индивидуумами определяются:

  • предпочтительной областью концентрации своего внимания (на внешний («Экстраверсия») или свой внутренний мир («Интроверсия»);
  • предпочтительным способом получения информации (ориентация на факты, конкретику, познаваемые исключительно посредством своих органов чувств («Ощущение») или ориентация на выявление причинно-следственных связей между явлениями, теорию, знания, интуицию («Интуиция»);
  • предпочтительным способом принятия решения (опираясь, в первую очередь, на логику и необходимость («Мышление») или на стремление достичь гармонии, удовлетворить интересы всех лиц, причастных к принятию этого решения («Чувствование»);
  • отношением к внешнему миру (стремление жить в организованном, планируемом («Суждение») или в беспорядочном мире, наслаждаясь своей способностью адаптироваться к любым текущим переменам («Восприятие»).

Возможны 16 различных комбинаций этих различий и соответственно 16 различных типов личности. Каждый тип обозначается четырехбуквенным кодом («Экстраверсия» - Э; «Интроверсия» - И; «Ощущение» - О; «Интуиция» - Н; «Мышление» - М; «Чувствование» - Ч; «Восприятие» - В; «Суждение» - С). (см. табл. 2.):

Комбинации психологических типов образуют психологические категории, обладающие своими специфическими характеристиками. Так категории ОМ; ОЧ; НЧ; НМ характеризуют личность с точки зрения профессиональной пригодности. 

Таблица 2.

Психологические типы личности согласно методике Майерс-Бриггс (ММБ)

О
О
Н
Н
 
И
ИОМС
ИОЧС
ИНЧС
ИНМС
С
И
ИОМВ
ИОЧВ
ИНЧВ
ИНМВ
В
Э
ЭОМВ
ЭОЧВ
ЭНЧВ
ЭНМВ
В
Э
ЭОМС
ЭОЧС
ЭНЧС
ЭНМС
С
 
М
Ч
Ч
М
 
 

Например, по своим индивидуально-типологическим характеристикам лица, относящиеся к категории ОМ, наиболее пригодны для службы в подразделениях особого риска. Категории МВ; МС; ЧВ; ЧС характеризуют личность с точки зрения пригодности к осуществлению командных функций. При этом, категории МВ и ЧВ представляют собой типы руководителей, отличающиеся повышенной адаптируемостью к изменениям текущей ситуации. Категории ЭС; ИС; ЭВ и ИВ характеризуют личность с точки зрения степени адаптируемости к изменениям внешней среды. При этом категории ИВ и ЭВ отличаются повышенной адаптируемостью, так называемые «адаптируемые интроверты и экстраверты», в то время как категории ЭС И ИС – пониженной, так называемые « неадаптируемые экстраверты и интроверты».

 

Ключові слова: