Историко-психологический анализ основных теорий эмоций

За последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений и данных об эмоциях, приобретен некоторый опыт их экспериментального исследования.

Анализ разных концепций и подходов позволяет рассматривать психические процессы как процессы регуляции отношений между организмом и средой. Это положение отражается и в определении эмоций, которые рассматриваются как субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

До недавнего времени сфера эмоций описывалась психологами, психиатрами, философами в различных терминах, таких как "эмоции", "чувства", "влечения", "мотивации" и т.д. Причем эти термины не рассматривались как синонимы, и их употребление в каждом отдельном случае могло подразумевать особую концептуальную позицию автора.

Попытаемся вкратце рассмотреть основные теории эмоций, существующие в мировой психологической науке.

Теория эмоций В.Вундта (1896). В. Вундт считал, что существует особый вид психических явлений - чувства. Эти явления бесконечно разнообразны и существует неисчислимое множество чувств. Он отмечал существование более 50 тысяч эмоций. При этом выделялись следующие компоненты чувственного процесса: удовольствие – неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение – разрешение.

Бихевиористская теория эмоций (Дж. Уотсон, 1930 и др.). Эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости и любви. То есть эмоции - это некоторый специфический вид реакций, прежде всего - реакций внутренних органов организма человека.

Теория инстинктов Мак-Дауголла (1950). Определенным инстинктам соответствуют определенные эмоции (инстинкт бегства - эмоция страха, инстинкт борьбы - эмоция гнева, родительский инстинкт – эмоция нежности).

Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда (1950). Согласно этой теории, центры эмоций расположены в подкорке. Эмоции - это процессы, происходящие в ядрах таламуса. Возбуждение этих центров придает познавательной деятельности коры эмоциональный компонент, так как за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус.

Корковая теория эмоций Арнольда (1950). В этой теории особая роль в эмоциональном процессе отводится лимбической системе.

Теория Джемса-Ланге (1962). Согласно этой теории физиологические изменения рассматривались не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник.

Психоаналитическая теория эмоций (Рапапорт, 1953; Клейн, 1976). Проблема эмоций рассматривается через понятие "аффекта". При этом выделяется три аспекта аффекта: энергетический компонент инстинктивного влечения ("заряд аффекта"); процесс разрядки; восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмоции). Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются как выражение эмоций, имеющих коммуникативную социальную значимость.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957). Положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда его прогнозы и ожидания находят подтверждения. Отрицательные же эмоции возникают тогда, когда между ожидаемым и реальным имеется несоответствие, расхождение (диссонанс).

Кибернетическая концепция эмоций Эшби (1959). Эмоции обусловлены не «игрой» внутренних инстинктивных сил, а отношениями между человеком и окружающей средой.

Теория "дифференциальных эмоций" (Томкинс, 1962,1963; Изард 1980). Данная теория сфокусирована на отдельных эмоциях, которые понимаются как различающиеся "переживательно-мотивационные" процессы. Эта теория определяет эмоцию как комплексный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. На феноменологическом уровне эмоция проявляется как сильно мотивированное переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. У человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурально и универсально.

Теория эмоций Шехтера (1971). Рассматривает эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Определенные воздействия или ситуации вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции зависит от того, как индивид оценивает ситуацию, а не от неспецифических ощущений, возникающих при физиологическом возбуждении.

"Активационная теория" эмоций Линдсли (1951, 1957). Эмоциогенный стимул, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным, является фактором, запускающим эмоции. Такие стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который в свою очередь посылает импульсы к гипоталамусу и к коре. Гипотетический активирующий механизм трансформирует эти импульсы в поведение, характеризующимся эмоциональным возбуждением.

Теория "фрагментарной организации эмоционального поведения" (Дельгадо, 1964; Вальдман, 1969, 1971). Она акцентирует внимание не столько на том, что собой представляют эмоции, сколько на том, каковы принципы центральной структурно-функциональной организации эмоционального поведения. Каждое поведение складывается из серии моторных и вегетативных фрагментов, организованных определенным образом во времени и пространстве и имеющих свои центральные структуры управления. Поскольку в осуществлении любой поведенческой реакции участвуют нервные структуры, расположенные на разных уровнях мозга, то возможно воспроизводить те или иные реакции посредством активации отдельных звеньев регуляции эмоционального поведения (центры «рая» и «ада»).

Нейробиологическая теория эмоций П.К. Анохина (1964). Эмоции представляют собой "физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения". В основе эмоций лежат потребности человека, возникновение которых приводит к появлению отрицательных эмоций, а удовлетворение этих потребностей – к появлению положительных.

Мотивационная теория эмоций Холта (1976). Люди имеют врожденно заданные различия в быстроте положительных или отрицательных оценок и соответствующих действий по отношению к фрустрации или угрозе. Эта врожденная "готовность", связана с гормональной и нейрогуморальной сферами, влияющими на секс, агрессию и другие аффективно окрашенные формы поведения.

Потребностно - информационная теория эмоций П.В.Симонова (1970, 1975, 1981, 1987). Эмоция рассматривается как отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности (ее качества и вероятности ее удовлетворения), которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Наиболее фундаментальной классификацией эмоций актуальной потребности порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели - отрицательные.

Как видно, для рассмотренных теорий характерно понимание эмоций как особого феномена человеческой психики, включающего в себя широкий спектр дифференцированных интроспективных переживаний, имеющих специфические мимические и пантомимические выражения (как правило, врожденные). Основное внимание фокусируется на детерминативных свойствах эмоционального процесса в отношении других аспектов психической деятельности и на анализе его структуры. В целом, однако, для этих теорий характерна терминологическая путаница, приводящая зачастую к неодинаковому пониманию одних и тех же феноменов.

Подход к анализу эмоций через аффект, который используют представители психоаналитического направления, представляется несколько неполным. Аффект - это эмоциональный взрыв и в обычной жизни возникают не так уж и часто. Эмоции же - процесс постоянный, существующий в виде настроения, с его постоянными колебаниями, перепадами, которое не всегда осознается субъектом. В связи с этим "аффективные теории", очевидно, недостаточно подходят для понимания природы биологических основ эмоций.

Наряду с чисто психологическими теориями существует ряд известных теорий эмоций, имеющих "нейробиологическую" основу или направленность. Для них свойственно интерпретировать механизм эмоций с позиций известных физиологических процессов и рассматривать их как результат развития определенных физиологических механизмов. В концепции Плутчика, например,  есть попытка опереться на адаптивные биологические процессы, но они отобраны и сформулированы им произвольно.

Большинство физиологов и биологов исследователей функций мозга, начиная с И.П. Павлова, исходит из того, что осуществление сложнейших безусловных рефлексов сопровождается субъективным эмоциональным переживанием.

Подавляющее большинство исследователей делят все эмоции на положительные и отрицательные. Однако такой принцип очень упрощает понимание детерминант эмоций. В связи с этим многие авторы стремятся выделить так называемые базальные эмоции - первичные, безусловно-рефлекторные, и вторичные, индивидуально-оценочные эмоции.

В современной психологической науке осуществляется попытка примирения различных взглядов на происхождение эмоций - как на врожденные психофизиологические парадигмы реагирования на внешние раздражители, и как на результат деятельности особого отражательно-оценочного механизма мозга.

В настоящее время продолжается поиск решения вопроса о причинах эмоциональных реакций и механизмах их протекания.

автор - Христенко В.Е.

Ключові слова: