Проблема экстремальности в современной психологической науке

На нынешнем этапе развития отечественной терминологии приходится решать немало сложных проблем. Некоторые из них всегда стоят перед каждым национальным законодательством (скажем, соотношение между национальными и международными элементами в терминообразовании и их согласование). Другие связанны с современным состоянием науки и научной речи (вопрос синонимии, выявление потенциала государственного языка в терминообразовании, способы интеграции новых терминов, заимствованных из иностранной литературы). В разных источниках используются разные понятия одних и тех же явлений, а с другой стороны, одно и то же понятие в разных источниках имеет разный объем содержания, что, в свою очередь ведет к сложности в осознании проблемных вопросов, к логической ошибке в понимании. По нашему мнению, параллельное употребление в пределах одной термосистемы, даже целиком равноправных с точки зрения общелитературного языка синонимов, мешает ее нормальному функционированию. Ведь пользователь-практик подходит к терминологии со своими прагматическими мерками, он стремится не только к точности, но и к автоматизму во владении своим терминологическим аппаратом.

Например, современная психологическая литература имеет многочисленные описания воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами. Тем не менее, последние даются без достаточной систематизации и указания на условия адекватного их использования. На сегодня, как мы считаем, потребность в такой систематизации назрела как в теоретическом, так и в практическом отношениях. 

Стрессогенными экстремальные (от лат. extremus – крайний) условия деятельности называют К.К. Платонов, Ю.В. Мойкин, Т.Томашевский, В.Л.Марищук, Л.Г. Дикая и др. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как "сложные", "трудные", "особые", "рискоопасные", "эмоциогенные", "критические", "аварийные", "чрезвычайные", "экстремальные", "гиперстрессовые" и т.п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания анализируемых ситуаций. Не случайно Ю.М.Забродин и В.Г. Зазыкин предложили различие между этими понятиями определять степенью периодичности или частоты воздействия экстремальных факторов, которые создают условия деятельности. По мнению авторов, об "особых условиях деятельности" справедливо говорить в тех ситуациях, когда деятельность соединена с эпизодичным (непостоянным) воздействием экстремальных факторов (или с определенной возможностью их возникновения), а "экстремальные" - в случаях их постоянного воздействия.

Подобной мысли придерживаются Л.Г. Дикая и В.В. Семыкин, которые считают, что особые условия отличаются от экстремальных меньшей интенсивностью и специфичностью направленности на деятельность.

Тем не менее, в большинстве работ, при характеристике стрессогенных ситуаций вышеперечисленные признаки не различаются, употребляются как синонимы и не делаются попытки определения степени их экстремальности. По мнению В.А. Бодрова, внимание исследователей сводится лишь к проблеме выделения факторов, которые следовало бы назвать "экстремальными", созданию классификации, анализу влияния и возможности предотвращения их деструктивного воздействия на результаты труда, психическое и соматическое здоровье человека.

Терминологическая путаница в науке приводит к неадекватному трактованию ряда законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность человека в условиях повышенного риска для жизни.

В фундаментальных научных работах для описания и отображения рискоопасных ситуаций используется еще больший круг понятий. Употребление общепринятых конкретных понятий (катастрофа, локальный вооруженный конфликт, вооруженное нападение, пожар, стихийное бедствие и т.д.) переплетается с более абстрактными обобщающими понятиями (исключительное положение, кризисные ситуации, чрезвычайные ситуации, критические ситуации, особые ситуации, осложненная оперативная обстановка, условия повышенной опасности и т.д.).

Более того, в психологической литературе до сих пор встречается разнообразное толкование одних и тех же терминов и понятий. Так, "экстремальные условия" В.Д. Небылицин определяет как предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта; его ученик Б.Ф. Ломов - как условия, которые нуждаются в мобилизации обычных "буферных", а иногда и "аварийных" резервов организма; К.Д. Шафранская - как условия, неблагоприятные для деятельности; Л.А. Китаев-Смык - как границу психологических и физиологических адаптационных преобразований и т.п. 

Н.И. Наенко в своей работе рассматривает понятие "экстремальность" как континуум, который включает три степени ее выразительности или три типа таких ситуаций: трудные, параэкстремальные и экстремальные. Трудная ситуация характеризуется довольно сложной для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи. Вторая и третья ситуации характеризуются суровыми условиями, риском, высокой ценой возможной ошибки, а экстремальная, кроме того, также и тем, что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта ("быть или не быть вообще").   

В. И. Медведев выделяет два типа экстремальных ситуаций. Первый тип характеризуется, по мнению автора, такой интенсивностью внешних условий, которая при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. Условия, ведущие при этом к обязательному появлению патологических состояний и к полной невозможности продолжать деятельность, выделены им в особую группу «сверхэкстремальных» условий. Для этих ситуаций характерны следующие признаки: физические характеристики факторов, состояние человека, показатель деятельности. Для ситуаций второго типа ведущими являются не физические, а информационно-семантические характеристики внешних условий. Соответственно, экстремальные условия данного вида характеризуются специфическим сочетанием признаков: информационно-семантическими характеристиками внешней среды, состоянием человека и показателем деятельности последнего. В. И. Медведев приходит к выводу, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. По мнению автора, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора внешней среды, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния. Величина заданной вероятности определяется или характеристикой ожидаемого состояния или условиями трудовой деятельности. Вероятностное понятие экстремальности принято определять через состояние человека. В качестве общего критерия оценки такого состояния автором выдвигается критерий «динамического рассогласования».

Все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды, дифференцируются на две группы: состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения физиологических функций человека требованиям, предъявляемым данными условиями. Состояние адекватной мобилизации может нарушаться под влиянием внешних и внутренних условий. В этом случае возникает состояние динамического рассогласования, т.е. такого состояние, когда ответ организма неадекватен нагрузке или же требуемый адекватный ответ организма превышает физиологические возможности человека.

Состояние динамического рассогласования может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций или нарушением адекватности психологических, поведенческих реакций. Однако наиболее частым, хотя и не обязательным, является смешанный тип ответа, когда первичное изменение физиологических реакций является поводом к последующему изменению поведенческих реакций или, наоборот, обратное, т.е. вторичное появление физиологических сдвигов после первичного изменения психологических характеристик. В. И. Медведевым предложена следующая классификация экстремальных факторов (см. табл. 1.).

Таблица 1.

Классификация экстремальных факторов (по В.И. Медведеву)

Класс

Подкласс

Разряд

 Физико-химические
1.Физические 
2. Химические
микроклиматические;
радиационные; барические; механические.
измененный состав воздуха; измененный газовый состав среды; механические примеси.
Необычные
1.     Физической природы
2. Информационной природы
гиповесомость; гипервесомость.
логические; компонентные;
ситуационные.
Информационные
1.     Недостаточность информации
2.     Избыточность информации
3.     Ложность информации
4.     Структурно-информационные (двойная деятельность)
5.     Неожиданность информации
факторы, связанные с собственной структурой информационного потока.
факторы коммуникабельности
Семантические
Угрожающие индивиду, коллективу
 
Внутренние
Биологические
 
 

По мнению автора, класс физико-химических экстремальных факторов отличается наличием характеристик, которые (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) могут приводить к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме – патологии. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т. е. экстремальность фактора обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например, от его информационной характеристики. Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа. А с третьим – механизм действия. В этот класс включены факторы, для которых общим является одно свойство – новизна.

Для этих новых факторов у человека не вырабатывается реакция приспособления, а, следовательно, и отсутствует состояние адекватной мобилизации. В первый подкласс этого класса входят факторы, необычные для человека по своей физической природе – гипер- и гиповесомость, во второй – по информационной характеристике: логические, компонентные и ситуационные. В разряд логических входят необычные для человека логические условия, появляющиеся в привычном и знакомом для него алгоритме деятельности.

К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. В разряд ситуационных входят те условия, которые являются необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Общей чертой всех видов факторов, относящихся ко второму классу (необычных факторов), является условность, относительность экстремального значения факторов. Экстремальность обусловливается, фактически, только одним признаком – новизной. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору, они могут вообще выйти из разряда экстремальных. Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от их информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия фактора не играет, как правило, решающего значения. Наиболее часто встречается первый подкласс факторов – недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является фактор недостатка времени для переработки информации. Факторы второго подкласса обусловлены избыточностью информации. Данный фактор может оказать значительное влияние на снижение объема перерабатываемой информации. Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек считает, что правильно оценил ситуацию, принял адекватное решение и верно организовал свою деятельность. Однако система обратной связи свидетельствует о противоположном. Данное обстоятельство ведет к резкому эмоциональному возбуждению с последующими негативными последствиями. Четвертым подклассом объединяются структурно-информационные факторы. Первый разряд данного подкласса охватывает факторы, связанные с собственной структурой информационного потока. К ним могут относиться неодинаковая плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например, сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Одним из очень действенных факторов экстремальности является, например, совмещенная структура деятельности, когда необходимо одновременно выполнять два или более вида деятельности. Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности, или, иными словами, взаимодействия между системами «человек – машина». В четвертый класс входят все случаи, когда экстремальным является значимость возникающей ситуации, в которой находится человек. Наиболее существенным подклассом выступают ситуации угрозы для индивида или коллектива (например, авария, стихийное бедствие и др.). В пятый класс включаются экстремальные ситуации, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью (болезни, лишение сна, алиментарные ограничения и др.).

Л.Г. Дикая и Л.П. Гримак связывают экстремальные условия с возникновением у здорового человека "трудных состояний", связанных со значительными изменениями в психофизиологическом состоянии человека и уровне активации функциональных структур мозга. Усугубление "трудных состояний" и нарастание отрицательных переживаний вызывают нарушения в психических процессах, приводят к снижению эффективности и надежности деятельности человека.

По мнению В.А. Бодрова, граница, которая отделяет "нормальные" условия деятельности от "рискоопасных", довольно условна. Крайним выражением этой позиции является тенденция оценки условий как экстремальных исходя лишь из физических характеристик стимуляции. Решение вопроса о более четком формулирования понятия экстремальности в рамках современной психологической науки В.А. Бодров видит в анализе двух основных ситуаций.

Первая из них сводится к тому, что существует такая интенсивность внешних условий, которая за определенное время воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. Условия, которые ведут при этом к обязательному появлению патологических состояний или к полной невозможности продолжать деятельность, выделены в особую группу "сверхэкстремальных" условий.

Эту ситуацию можно охарактеризовать, используя, по мнению автора, следующую триаду признаков:

  • физическая характеристика факторов;
  • состояние работника;
  • показатель деятельности.

Вторая ситуация отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет доминирующего значения, а главными становятся их информационно-семантические характеристики. В такой ситуации изменяется содержание триады признаков, описанной для первого случая. Первым элементом триады вместо физической характеристики факторов становятся информационно-семантические признаки. Соответственно изменяются характеристики второго элемента. Лишь третий элемент - показатель деятельности - остается без перемен.

Сравнивая две ситуации, автор приходит к выводу о том, что в них есть одна общая черта, которая связывает первые два элемента триады: характеристики условий, которые позволяют отнести их к экстремальным, зависят от их воздействия на состояние человека. Таким образом, к экстремальным В.А. Бодров предлагает относить такие факторы деятельности, влияние которых приводит к состоянию динамического рассогласования, характеризующегося нарушением адекватности физиологических реакций или нарушением адекватности психологических и поведенческих реакций.

А.М. Столяренко под экстремальными ситуациями рассматривает такие ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Автор подчеркивает, что экстремальные ситуации отличаются по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. По совокупности этих признаков, или, как говорят, по сте­пени экстремальности, он различает следующие ситуации:

  • нормальные - обыденные, не представляющие особых труд­ностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требу­ющие обычной активности и завершающиеся, как правило, благо­получным результатом. В сущности, у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным;
  • параэкстремальные - близкие к экстремальным ситуации, спо­собные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутрен­нее напряжение;
  • экстремальные - характеризующиеся предельным или близ­ким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва дей­ствий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика;
  • гиперэкстремальные - вызывающие внутренние нагрузки, за­частую превышающие возможности человека, непереносимые мно­гими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приво­дящие зачастую к опасным последствиям.

По мнению А.М. Столяренко, экстремальные ситуации привлекают к себе внимание людей не только тем, что они сопряжены с переживаниями и напряжениями. Они таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, получе­ния человеком повреждений, травм, серьезных заболеваний, чрева­ты тяжелыми последствиями в жизни к профессиональной деятель­ности и угрозой самой жизни. Экстремальные ситуации возникают, как правило, внезапно и развиваются в опасном для человека на­правлении стремительно, зачастую помимо его воли, застают его врасплох. Неподготовленность к таким ситуациям повышает веро­ятность наступления отрицательных последствий.

Экстремальные ситуации различаются и по уровню своей стрессогенности. Изучая влияние стресса на физическое здоровье людей, американские ученые Т. Холмс и Р. Раге одними из первых дифференцировали различные жизненные ситуации в зависимости от их стрессогенности. Результаты их исследования представлены в таблице 2.

Я. Я. Белик выделяет восемь основных видов стрессогенных ситуаций: необходимость ускоренной обработки информации; вредные стимулы окружающей среды; осознаваемая угроза; нарушенные физиологические функции (бессонница); изоляция и заключение; остракизм; групповое давление; отсутствие контроля над событиями. При этом центральной характеристикой стрессогенной ситуации является осознаваемая угроза, в особенности, если речь идет о наиболее важных для человека ценностях и целях.

Ряд современных отечественных и зарубежных ученых предлагают разделять экстремальные ситуации на кратковременные и длительные. Согласно данной точке зрения, при кратковременных сильных экстремальных воздействиях будут проявляться различные симптомы стресса, происходить бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов организма с одновременной мобилизацией «глубоких». Если резервов первого вида окажется недостаточно для нейтрализации негативного внешнего воздействия, а темп мобилизации резервов второго вида будет недостаточен, то возможна гибель индивида.

Таблица 2.

Стрессогенность жизненных ситуаций (по Т. Холмсу и Р. Раге)

Номер
Событие
Величина
1
Смерть супруга
100
2
Бракоразводный процесс
73
3
Фактический развод
65
4
Пребывание в местах лишения свободы
63
5
Смерть близкого друга семьи
63
6
Болезнь или ранение
53
7
Свадьба
50
8
Увольнение с работы
47
9
Воссоединение с супругом
45
10
Уход на пенсию
45
11
Изменение состояния здоровья члена семьи
44
12
Беременность
40
13
Наличие проблем в сексуальной сфере
39
14
Прибавление нового члена семьи
39
15
Изменения в сфере бизнеса
39
16
Изменения уровня благосостояния
38
17
Смерть близкого друга
37
18
Изменения профиля работы
36
19
Ухудшение отношений с супругом
35
20
Наличие закладной на сумму свыше 10000 долларов
31
21
Лишение права выкупа закладной или займа
30
22
Изменение объема обязанностей на работе
29
23
Уход сына/дочери из дома
29
24
Ссора с родственниками супруга
29
25
Выдающееся личное достижение
28
26
Утрата супругом/супругой работы
26
27
Поступление в школу/окончание школы
26
28
Изменение условий жизни
25
29
Изменение привычек
24
30
Конфликт с начальством
23
31
Изменение графика работы
20
32
Изменение места жительства
20
33
Перемена школы
20
34
Изменения привычных форм проведения досуга
19
35
Изменения в церковной деятельности
19
36
Изменения в общественной деятельности
18
37
Наличие закладной на сумму менее 10000 долларов
17
38
Изменения режима сна
16
39
Изменение количества членов семейного «совета»
15
40
Изменения привычного режима питания
15
41
Отпуск
13
42
Рождественские праздники
12
43
Незначительное нарушение закона
11
 

При длительном стрессе будет происходить постепенное расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Адаптация к стрессорам этого вида возможна в том случае, если организм успевает мобилизовать «глубокие» резервы и подстроиться к специфике их воздействия.

Экстремальные ситуации, которые возникают в деятельности специалистов рискоопасных профессий, имеют свое конкретное содержание, проявляются в соответствующих формах и могут быть представлены для изучения и анализа психологической классификацией, в которой можно выделить следующие типы таких ситуаций:

Быстротечная. В данной ситуации деятельность протекает при жестком дефиците времени с максимальной психической нагрузкой, в готовности к немедленным действиям в исключительно быстром темпе. Этому типу ситуации присущи неожиданность, новизна отдельных ее элементов, скорость возникновения, недостаток и противоречивость информации, интенсивное функционирование мышления, быстротечность психических процессов. Основной фактор данной ситуации - внезапность, поэтому здесь большое значение имеет наличие у персонала соответствующего опыта и привычек.

Продолжительная. Для эффективной деятельности в продолжительной ситуации необходимы стойкие мотивы деятельности, психическая выносливость, высокая мобилизованность, ответственность, самостоятельность и другие качества персонала подразделений особого риска.

Ситуация с элементом неопределенности. В этой ситуации перед личным составом подразделений особого риска возникает проблема выбора единственно правильного решения из нескольких возможных и одинаково значащих. Ситуации с элементом неопределенности присущи отсутствие или противоречивость информации. В решении разнообразных задач в рамках этой ситуации определяющее значение приобретают адекватная мотивация, эмоциональная устойчивость, высокая профессиональная подготовка и интеллектуальная трудоспособность.

Ситуация, которая нуждается в готовности к экстренным действиям. Деятельность специалистов рискоопасных профессий в указанной ситуации нуждается в высоком уровне внимательности, скорости переключения психических процессов, эмоциональной устойчивости.

Ситуация, которая совмещает неожиданность и дефицит времени.  Характеризуется необходимостью немедленного принятия правильного решения, высокой степенью персональной ответственности за принятые решения и действия, немедленным проявлением результатов.

Ситуация с поступлением ошибочной информации. Возникает, как правило, при отказах или неисправностях приборов, оборудования или при получении дезинформации. Характеризуется зависимостью количества ошибочных решений и действий от наличия времени и имеющегося опыта.

Ситуация "доминантного состояния". Обусловлена возможностью полного поглощения внимания каким-нибудь одним видом деятельности. Выражается в том, человек, находясь в таком "доминантном состоянии", слабо реагирует на другие воздействия, сигналы и команды, что может привести к отрицательным последствиям. Необходимо использование очень сильных раздражителей или предупреждающих сигналов, которые могут вывести данного человека из этого состояния "поглощения".

Критическая ситуация. Предъявляет альтернативный выбор возможных результатов деятельности: победа или полное поражение. В критической ситуации раскрываются индивидуальные особенности личности, проявляются основные социально-психологические качества, адаптационные возможности. 

Экстремальная ситуация представляет собой определенное сочетание, совокупность разнообразных внешних и внутренних факторов, где число таких сочетаний может быть бесконечным. Поэтому для эффективной регуляции поведения работника подразделения особого риска недостаточно лишь определить экстремальную ситуацию. Необходимо выделить основные социально-психологические детерминанты, которые приводят к возникновению и развитию отрицательных психических состояний у человека, находящегося в этой ситуации. Иначе говоря, нужно определить стресс-факторы, которые их вызывают.

В зависимости от особенностей конкретных профессиональных задач и условий, в которых они решаются, представители подразделений особого риска подвергается воздействию разнообразных стресс-факторов, которые условно можно объединить в две большие группы:

Группа А - факторы, которые имеют непосредственное эмоциональное влияние: А1 - опасность, А2 - неопределенность, А3 - внезапность, А4 - отрицательные эмоциональные реакции.

Группа Б - факторы, которые имеют опосредствованное эмоциональное влияние, зависящее от профессиональных возможностей работника подразделения особого риска: Б1 - дефицит времени, Б2 - увеличение темпа действий, Б3 - совмещение нескольких видов деятельности, Б4 - излишек информации, Б5 - крайняя интеллектуальная сложность, Б6 - степень слаженности подразделения.

Совокупность перечисленных факторов создает психологическую нагрузку, влияющую на человека в условиях экстремальной ситуации. Ее размер будет зависеть от суммарного воздействия факторов, но с обязательным доминированием в общей нагрузке отдельных из них. А вот размер и структура психологической нагрузки в различных экстремальных ситуациях будет определяться особенностями конкретной профессиональной деятельности.

А1 - опасность: для жизни своей собственной, подчиненных или взаимодействующих людей, специальной техники и вооружения, без которых невозможно выполнение служебной задачи, а также жизнь родных и близких работника подразделения особого риска. Опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, которые угрожают жизни и здоровью людей. При этом она может быть реальной или мысленной.

Восприятие опасности будет зависеть от индивидуальных особенностей личного состава: некоторые склонны преувеличивать степень опасности, другие - недооценивать. И то и другое вредно в их профессиональной деятельности, так как опасность здесь всегда реальная. Непосредственное восприятие опасности должно быть адекватным. Для этого она не должна застать работника неожиданно или вызвать у него непреодолимое чувство страха. Это возможно при развитой стойкости в оценке реальной опасности и осмотрительности при внешне неуязвимой ситуации.

Неадекватное восприятие опасности приведет к ошибкам, к срыву деятельности. При этом возрастает угроза летального исхода для работника подразделения особого риска. Вот почему каждому специалисту рискоопасной профессии необходимы хладнокровие перед лицом смертельной опасности, храбрость, выдержка и самообладание.

А2 - неопределенность: это дефицит или противоречивость личностно-значимой информации.

А3 - внезапность (неожиданность): как правило, воздействие на психику работников подразделений особого риска данного фактора достигается на основе трех основных параметров - времени, месту и возможному средству разрешения сложившейся ситуации.

А4 - отрицательные эмоциональные реакции: этот фактор включает нервозность, неуверенность в своих действиях. Он может вызвать обострение уже имеющихся конфликтов и стимулировать развитие новых межличностных конфликтных ситуаций, что снижает эффективность деятельности подразделений особого риска.

Б1 - Дефицит времени на оценку обстановки, подготовка и принятие решений в условиях влияния психогенных факторов сформировавшейся обстановки. В условиях выполнения задачи этот дискомфорт приобретает гнетущее значение. Времени всегда не хватает и особенно - при недостатке профессиональных навыков.

Б2 - Увеличение темпа действий.  Все это нуждается в скорости, как моторных действий, так и принятых решений. При этом эффективность будущего решения может быть обеспечена на основе опережающего отражения, предугадывания назревающих событий.

Б3 - Совмещение нескольких видов деятельности:

  • афферентные операции - восприятие информации: получение сообщений с помощью средств связи или установленных сигналов, получение приказов и команд от высших начальников, получение информации от взаимодействующих работников, подразделений и т.п.;
  • логические операции - связанные с переработкой информации, оценкой обстановки и принятием решения в ходе выполнения служебных задач;
  • эфферентные операции - связанные с выполнением принятых решений. Все виды деятельности "спрессовываются", увеличивается ее психогенность, возрастает психическая напряженность.

Таким образом, во всем многообразии экстремальных ситуаций на психику и поведение работников подразделений особого риска будут влиять определенные факторы, причины развития которых можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние:

  • решительность и темп осуществления служебных действий;
  • интенсивность и новизна применения специальной техники, спецсредств и оружия;
  • гибель или ранения личного состава подразделения и гражданского населения;
  • характер действий подразделения;
  • укомплектованность и качественный состав подразделения, его слаженность, степень управления и стиль деятельности официальных и неофициальных лидеров;
  • непрерывность, продолжительность и динамика выполнения служебной задачи;
  • разрушение гражданских объектов;
  • естественно-географические и климатические особенности местности;
  • время года и суток.

Внутренние:

1. Субъективные факторы отражения условий служебной деятельности:

  • внезапность, неожиданность (непродолжительное по времени изменение обстановки, возникновение которой работники не предполагали);
  • угроза (ожидание возможных отрицательных последствий служебной обстановки);
  • опасность (осознание реальной возможности отрицательного воздействия конкретных элементов профессиональной деятельности на жизнь и здоровье личного состава);
  • новизна, необычность компонентов служебной деятельности;
  • неопределенность (включает полное отсутствие, недостаток или противоречивость информации об обстановке);
  • излишек информации (объем информации превышает возможности анализа и обобщения);
  • дефицит времени (на анализ, оценку обстановки, принятие решения и проведение конкретных действий);
  • ответственность (за выполнение приказа, принятие решения и самостоятельные действия при выполнении служебных задач);
  • осознание личным составом подразделения особого риска характера и результатов профессиональной деятельности;
  • продолжительное перенесение лишений, трудностей и дискомфорта (отсутствие обычных условий для жизни и деятельности на протяжении большого промежутка времени).

2. Особенности индивидуально-личностной сферы:

  • отсутствие, недостаточная сформированность или наличие противоречивых мотивов деятельности в ходе выполнения служебных задач;
  • наличие отрицательных для профессиональной деятельности эмоциональных особенностей личности (чрезмерная впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность);
  • тревожность, агрессивность, чрезмерная склонность к риску;
  • слабая способность к адаптации в экстремальной обстановке, которая обусловлена недостатком опыта (знаний, умений и навыков профессиональной и психологической подготовки);
  • несоответствие уровня притязаний и самооценки личности;
  • недостаточное развитие и функционирование психических познавательных процессов;
  • низкие возможности адаптации, которые обусловлены состоянием здоровья, выносливости, уровнем физического развития;
  • неблагоприятное функциональное состояние организма, вызванное психической травмой, заболеванием или продолжительной неудовлетворенностью физиологических нужд.

Каждый из этих факторов в отдельности может вызвать развитие разнообразных негативных психических состояний. Однако в процессе деятельности на психику работников подразделений особого риска будут влиять, как правило, не один, а одновременно несколько стресс-факторов.

Ключові слова: 

Також можна переглянути