Стратегия информирования населения средствами массовой информации о деятельности МЧС при ликвидации последствий крупномасштабной чрезвычайной ситуации

При оповещении населения о чрезвычайной ситуации важно и нужно учитывать количественную и качественную стороны подаваемой информации о трагедии, дабы не привести к двум основным возможным стратегиям поведения населения:

  1. ажиотажу, связанному с поиском необходимой информации;

  2. пассивности, вызванной перенапряжением когнитивных структур информационным массивом.

 

Обработка и передача информации, а тем более, аналитический обзор этой информации и подача ее населению происходит в рамках авторских программ или рубрик. При этом, не исключено, что обозреватель может допускать те же ошибки, что и большинство его слушателей (зрителей, читателей), при анализе поступившей ему информации (т.е. заполнение неизвестного собственными догадками, домыслами, предположениями, которые не всегда истинны). Таким образом, мы получим как минимум двойное искажение реальности произошедших событий: и со стороны обозревателя и со стороны населения, получившего данную информацию.
Другая, не менее важная проблема – намеренное искажение истинной информации. Не секрет, что некоторые ведущие создают передачи или пишут статьи «под заказ». И здесь, содержание информации, практически, полностью зависит от мнения и желания заказчика. Не всегда для изменения смысла требуется изменение фактической стороны события, в большинстве случаев требуется изменение приоритетов высказываемой информации, что приводит к увеличению возможных домыслов и предположений (подобное дезинформирование называется PR (public relations)-технологии).
Приведем схему реагирования населения на информацию СМИ о чрезвычайной ситуации (рис.1).
 
 
Рис.1 Схема реагирования населения на информацию СМИ о чрезвычайной ситуации
 
 
 
С целью снижения негативных психических состояний, возникающих у населения в условиях чрезвычайной ситуации, недопущения возникновения паники, предлагаем работникам СМИ использовать следующий алгоритм работы по освещению деятельности МЧС Украины (см. табл. 1).
 
 Таблица 1.
 
Информационная профилактика
- оповещение населения о деятельности специалистов МЧС;
- обзор тренировочных мероприятий различных подразделений МЧС;
- обзор тематического материала о возможных ЧС в данном регионе;
- описание вариантов поведения людей при возможных ЧС;
- информирование населения об оказании первой помощи пострадавшим при ЧС.
Подготовка подразделений МЧС к ликвидации последствий возникшей ЧС
- описание чрезвычайной ситуации и оповещение населения о том, кто и как берет контроль за ходом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ее ликвидации;
- кто занимается обеспечением работы спасателей и какие подразделения МЧС задействованы в ликвидации данной чрезвычайной ситуации;
- какие варианты развития ситуации возможны в сложившейся обстановке;
- оповещение населения о правилах поведения в данной ситуации и при ее ухудшении.
Предотвращение массовых волнений среди населения региона, где возникла ЧС
- информирование о происшедшей ЧС в данном регионе, ее характере и обстоятельствах;
- описание границ ЧС (его локализации) и действиях специалистов по устранению  ее последствий;
- информирование об оказываемой помощи, о правилах поведения в подобных обстоятельствах, о мерах оказания первой медицинской и психологической помощи пострадавшим;
- информирование о ходе проведения спасательных работ и оказании всех возможных видов помощи;
- описание спасательных работ, затраченных людских и технических ресурсах, а так же описание возможной помощи населения специалистам (в тех видах труда, к которым они максимально приближенны);
- развернутый анализ происшедшей ситуации, информирование населения о сделанных выводах.
Освещение завершения работ по ликвидации последствий возникшей ЧС
- описание и классификация произошедшей ЧС;
- описание развития данной чрезвычайной ситуации;
- какие ресурсы были задействованы при ликвидации последствий ЧС;
- какие людские и материальные потери произошли в рассматриваемой ситуации;
- какие выводы были сделаны по профилактике подобных ситуаций;
- освещение поощрения лиц (структур), проявивших мужество и отвагу при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
 
Также желательно ознакомиться с кодексом украинского журналиста, который общедоступен на сайте комисси по журналистской этике.

Також можна переглянути